Переход от командно-административной к рыночной экономической системе невозможен без формирования и развития малого предпринимательства, способного снизить влияние шоков трансформационного процесса, особенно, в сфере потребительского спроса и занятости населения. Малое предпринимательство способствует формированию оптимальной структуры экономики, выработке и реализации гибкой рыночной стратегии, ослаблению позиций монополий на рынке, высокому качеству и оперативности управленческих решений, развитию мощной, поддержанию на должном уровне конкуренции как формы экономической состязательности. Кроме того, мировой опыт показывает, что структурные изменения и технологический прогресс в малом предпринимательстве более эффективен, чем в крупных производственных структурах. Малое предпринимательство играет положительную роль в сохранении социальной направленности рыночных реформ в переходных странах. Прежде всего, этого касается вопроса занятости, так как в большинстве этих стран поддержка малого предпринимательства со стороны государства осуществляется с целью сокращения скрытой безработицы и уменьшения занятости в неформальном секторе экономики, а также формирования системы мотивации и личной ответственности за конечные результаты производства в национальной экономике. В Республике Таджикистан общая численность постоянно занятых на малых предприятиях и индивидуальной трудовой деятельностью в году составила ,9 тыс. Создание широкой и разветвленной сети малых предприятий в Республике Таджикистан является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей формированию условий конкуренции для товаропроизводителей. В свою очередь, их формирование обеспечивает не только развитие конкуренции, но и образование гибких кооперационных связей, что способствует насыщению рынка товарами и услугами с учетом индивидуальных потребностей и быстро меняющегося покупательского спроса.

Обзор. Кыргызстан: Проблемы экономики. Часть2

Срок публикации - от 1 месяца. Исследователи развития стран с переходной экономикой делят их на две группы. В первой половине х годов малый бизнес в России развивался достаточно быстро и обеспечил занятость населения, высвобождающегося в процессе приватизации и реструктуризации предприятий. На этот период приходится и становление рыночной инфраструктуры, коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов. К концу г.

В переходной экономике для становления и развития что на развитие малого и среднего бизнеса в странах с переходной экономикой существенное.

Содержание данных функций в странах с развитой рыночной экономикой и их реализация в транзитивной экономике имеют существенные отличия, которые представлены в табл. Слабые знания, недостаточный опыт управления, низкий управленческий уровень предпринимательских кадров 2 Макроэкономические - интегрирующая МП функционируют в небольших рыночных сегментах, связанных с удовлетворением нестандартного и дифференцированного спроса, который не могут удовлетворять крупные и средние предприятия.

Социальные Возможность реализовать предпринимательские и творческие способности, создать новые рабочие места, обеспечить занятость населения. Формирование социального слоя мелких собственников средний класс Ограничение возможности создания своего дела по причине нехватки стартового капитала и сохраняющихся административных барьеров.

Замедленный рост числа МП не способствует росту занятости населения 3. Политические Обеспечение взаимоотношений малого предпринимательства с государством и крупным бизнесом, влияние на политическое устройство общества. Сектор МП служит основой для формирования среднего класса В предпринимательской деятельности не задействованы широкие слои населения, что не способствует формированию полноценного слоя собственников Источник: Предпринимательство как фактор структурных преобразований в регионе: Функции малого бизнеса представлены в табл.

Типология функций малого бизнеса, по М.

В условиях осложнения финансовых проблем не обновляются основные фонды, при этом износ их активной части в большинстве отраслей народного хозяйства достигает 70 и более процентов. Не удалось обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. Административное подавление инфляции оборачивается нарастанием ценовых диспропорций, а длительное замораживание цен не способствует обеспечению стабилизации внутреннего рынка. Неустойчивое финансово-экономическое положение не могло не сказаться на уровне жизни населения.

Таким образом, оценка основных тенденций социально-экономического развития страны позволяет выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения: Первое пятилетие ХХ века должно стать важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны — повышении благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.

В переходной экономике институты рынка, т.е. малый и средний бизнес, играют немаловажную роль, так как в них создаётся возможность эффективно.

Кужель Александра Владимировна, канд. В реальной экономической системе вопрос о необходимости развития малых и средних форм предпринимательства гораздо более сложен, нежели может показаться на первый взгляд. На эту разновидность бизнеса возложены задачи по модификации социальных и экономических преобразований в развитии государства. Важнейшая составляющая такой модификации — обеспечение дополнительных рабочих мест.

Новые рабочие места — это не только снижение уровня безработицы, но и возможность для государства более безболезненно выйти из процесса реструктуризации больших предприятий, где высвобождается огромный человеческий потенциал. Малый и средний бизнес способен гораздо быстрее реагировать на конъюнктуру рынка — регулирование спроса и предложения дает больше возможностей таким предприятиям найти свою нишу в производстве товаров и услуг, а, следовательно, и больше шансов на выживание в периоды экономической нестабильности и катаклизмов.

Еще одна составляющая модификации экономических преобразований — выполнение функций крупных предприятий, не всегда коммерчески успешных в производственном процессе, например, мелкосерийное или поштучное производство. Однако нашему национальному бизнесу присущи определенные характерные особенности. Функции малого и среднего бизнеса в Украине сужены или вообще не осуществляются.

Поиск по библиотеке

Государственная промышленная политика в переходный период Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации Правильное определение места и роли государственной промышленной политики в переходный период является одним из важнейших звеньев трансформационного развития. Европейская Комиссия в году июня, Женева, Швейцария провела большое совещание по проблемам промышленной политики и перестройки промышленности, в которой участвовали шестнадцать стран - членов бывшего СЭВ и стран СНГ, включая, естественно, Россию.

В этом совещании приняли участие 50 представителей директивных органов и экспертов по промышленной политике. Причем, заинтересованность проявили и такие страны, как США, Нидерланды, а также ведущие международные организации. Интерес к этой проблеме связан с тем, что в странах Центральной и Восточной Европы реформы начались несколько раньше, чем в Российской Федерации, и в те годы была повышенная эйфория от того, что дерегулирование и приватизация быстро помогут решить проблемы структурной перестройки и экономического роста и вхождения национальных экономик в мировое хозяйство.

Очевидно, эти условия являются необходимыми, но не достаточными для того, чтобы перевести централизованно планируемую экономику, которая была у них в то время, в рыночную, конкурентную среду.

Малый бизнес играет важную роль в экономике любой страны. как для стран как с рыночной, так и с переходной экономикой. . форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего.

Особенно следует отметить увеличение этого показателя по крестьянским фермерским хозяйствам: В Кыргызстане количество малых и средних предприятий в расчете на человек за период с по гг. В Баткенской и Жалал-Абадской областях их количество не изменилось - 0,5 ед. В таких областях, как Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская и Чуйская количество малых предприятий в расчете на человек уменьшилось, что объясняется оттоком населения в город, а также разорением определенного их числа.

В Бишкеке их число за исследуемый период увеличивалось с 6,1 в г. Если учесть, что в странах с развитой рыночной экономикой в среднем на менее чем 30 человек населения приходится одно малое предприятие3, то ориентировочное число малых предприятий для условий Кыргызстана составляет, по различным оценкам, тыс.

Следовательно, их количество в Кыргызстане должно увеличиться. Малые и средние предприятия предоставили работу сотням тысяч кыргызстанцев табл. В целом в сфере малого и среднего бизнеса в г. Анализ динамики числа занятых на малых предприятиях Кыргызстана позволяет отметить, что за период гг. Объяснить это можно следующим: Количество работников, занятых на средних предприятиях в г.

Проблемы и перспективы развития предпринимательства в здравоохранении России

Особые Экономические Зоны могут стать гибким инструментом, легко адаптирующимся к экономической политике, способным быстро создавать преимущества, эффективные для экономического развития регионов, как центров развития прогрессивных технологий. В период становления и развития малые и средние предприятия сталкиваются с определенными трудностями: Самостоятельно малые и средние предприятия не могут справиться с этими трудностями.

Поэтому необходимо, чтобы особые экономические зоны оказали малым и средним предприятиям необходимую помощь, наделяя их тем самым преимуществами и получая, в свою очередь, дополнительный доход. Эта помощь может быть оказана либо органами управления ОЭЗ, либо специализированными организациями, такими как консультативные и обучающие центры.

Эффективность деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, функции, обусловленные проблемами переходного периода, связанные с С позиций классической экономической теории малый и средний бизнес.

Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности в т. Формирование и реализация конкурентных отношений малого бизнеса в переходном типе рыночного хозяйства. Формирование приемов и методов конкуренции в России. Конкурентная среды малого предприятия, и ее характеристика. Направление государственной поддержки конкурентоспособности малого бизнеса.

Система обеспечения конкурентоспособности малого бизнеса на муниципальном уровне. Состояние, противоречия, перспективы" Актуальность темы исследования Трансформация командно-административной системы хозяйства сделала проблему конкурентоспособности предпринимательства вообще и малого бизнеса, в частности, предметом интенсивных научных исследований. Все более осознается истина, что рыночная экономика по своей сути - это экономика конкурентного предпринимательства и, следовательно, становление и развитие предпринимательства является одним из решающих условий становления и функционирования экономики рыночного типа.

Российская экономика в значительной мере представлена слоем малого предпринимательства. Это миллионы реальных собственников, менеджеров, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в условиях переходного периода. Фактически за годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

В период реформирования экономики в России возникает объективная необходимость и возможность становления конкуренции.

Особенности малого и среднего бизнеса в переходной экономике Кыргызстана

Содержание, критерии, основные тенденции развития малого предпринимательства Малый бизнес в последней четверти в. Автоматически возрастает и актуализируется его место в теории экономич-ного познания в тех или иных проявлениях как объекта научного исследова-ния. Однако в экономической литературе часто прослеживается неадек-ватное смысловую нагрузку отдельных терминов и понятий в сфере ма-лого бизнеса, что иногда без веских оснований отождествляются или применяются для анализа процессов и явлений с различными смысловыми оттенками.

Следовательно, для обеспечения понимания изложенных в книге материалов эффективности результатов исследования в первую очередь нужно четко расставить смысловые акценты в понятийном аппарате особенно тех его аспектов, которые характеризуются различными подходами в определениях. Оно применяется к лицу, с ме-той осуществления определенного дела получение определенной выгоды, дохода, психологического удовлетворения мобилизует разнообразные ресурсы, средства, материалы, рабочую силу1.

Сей называет прежде всего эффективное перераспределение ресурсов в экономической системе - от низшей к высшей сферы производительности и выработки2.

В переходной экономике государственная поддержка малого бизнеса имеет также Тенденции развития и ключевые проблемы малого и среднего.

Айчурек АЛЫШБАЕВА Влияние налоговой политики на развитие малого бизнеса Как известно, налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулирования экономических процессов, в том числе и процесса формирования предпринимательства. В рассматриваемый период времени - июль г. Высокие процентные ставки налоговых отчислений, главным образом, косвенных, побуждают предприятия уклоняться от уплаты налогов, задерживать выплату кредитным учреждениям, а также смежникам за сырье, материалы и комплектующие.

В результате обостряется проблема просроченных неплатежей; - налогообложение прибыли носит откровенно конфискационный характер, что связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в налогооблагаемую базу включены многие виды расходов, которые в международной практике принято относить на себестоимость например, сверхнормативный фонд заработной платы. Во-вторых, отечественной методикой определения прибыли игнорируется или недооценивается уровень инфляции. В результате занижается себестоимость и завышается налогооблагаемая прибыль.

Следовательно, к непомерному усилению налогового бремени и росту масштабов уклонения от уплаты налогов предприятиями ведут не столько сами ставки налогов на прибыль или недостаточные льготы по инвестиционной деятельности, сколько расширенная трактовка базы налогообложения прибыли; - по сравнению с крупными предприятиями НДС для малых предприятий является более тяжелым налоговым бременем.

Это связано с тем, что мелкие предприятия, как правило, не имеют не только собственных зданий, но и оборудования из-за их высокой стоимости и больших расходов на их содержание. Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности основные производственные средства снимаются предпринимателями в аренду; - структура налогообложения отличается сложностью и непостоянством, она перегружена многочисленными платежами и сборами, которые создают путаницу в объектах и субъектах налогообложения, не обеспечивают стабильность и предсказуемость платежей.

Все это не позволяет предпринимателям правильно планировать хозяйственную деятельность, оценивать эффективность и перспективность решений; - отсутствие регулирующей функции налоговой системы проявляется не только в"тяжести" налогового пресса, но и в отсутствии направленности на стимулирование инвестиционной активности.

5 Станков для бизнеса. Идеи малого и среднего бизнеса. Часть 2